Афины
Аттика
Центральная Греция
Центральная Македония
Крит
Вост. Македония и Фракия
Эпир
Ионические острова
Северные Эгейские острова
Пелопоннес
Южные Эгейские острова
Фессалия
Западная Греция
Западная Македония
Айон-Орос
Пантелеимонов монастырь
Пантелеимонов монастырь

Пантелеимонов монастырь

Пантелеимонов монастырь
 Города
 Храмы и монастыри
 Информация для туриста

Пантелеимонов монастырь

Пантелеимонов монастырь

Пантелеимонов монастырь - один из 20-и "правящих" монастырей на Святой Горе Афон в Греции. Традиционно считается "русским", хотя по составу насельников стал вполне русским лишь в последней четверти XIX века, когда перешёл под фактический контроль Российской Церкви и российского правительства (вплоть до начала Первой мировой войны).

Как и все прочие афонские монастыри, будучи патриаршей ставропигией, находится в прямой канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; насельники, по действующей с 1924 года Уставной Хартии Святой Горы, обязаны принимать гражданство Греческой Республики (даётся автоматически при поступлении в монастырь). В настоящее время занимает 19-е место в иерархии святогорских обителей.

Первоначальное русское монашеское поселение на Афоне существовало уже в XI веке и было признано в качестве отдельного монастыря в 1169 году (обитель Фессалоникийца). Во времена монголо-татарского ига на Руси большинство монахов были греками и сербами.

В конце XV-XVI в монастыре жили преимущественно сербы, что засвидетельствовано документами переписки администрации обители с московскими властями того времени. В XVIII веке монастырь пришел в такое бедственное состояние, что в 1726 году в нём, по свидетельству Василия Григоровича-Барского ("первое посещение Афонской Горы"), осталось лишь двое русских и двое болгарских монахов при игумене-болгарине. В 1735 году монастырь был объявлен греческим.

Около 1770 года греческие иноки Пантелеимонова монастыря переселились в принадлежавшую монастырю прибрежную келлию в честь Воскресения Христова, где в начале XIX века году монастырь был заново отстроен господарём Валахии Скарлатом Каллимахи; а Старый Россик остался действовать как скит.

После восстановления нормального течения жизни на Афоне (с прекращением турецкой военной оккупации) в 1830 году, после Адрианопольского мира, монастырь не получил своих прежних имений назад, так как они отошли другим монастырям за долги; Протат даже хотел исключить обитель из списка монастырей, но такое решение было отклонено Вселенским Патриархом Константином I.

Русское присутствие в монастыре стало возрождаться с прибытием в него в 1830-х иеромонаха Аникиты (князь С. Ширинский-Шихматов) и иеромонаха Иеронима (купеческий сын Иван Соломенцов; 1885). После кончины 24 марта 1846 года общего духовника русских на Афоне старца иеросхимонаха Арсения отец Иероним стал преемником его по духовному влиянию на Святой Горе между русскими, и не только между ними, но даже и среди греков, болгар, сербов, и святогорцев других народностей. Отец Иероним не искал этого влияния, это было естественным плодом его подвижнической жизни, опытности духовнической и сердечного участия ко всякому нуждающемуся.

Игуменом с 1821 года был грек Герасим, благоволивший русскому присутствию. Монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии и во второй половине XIX века весьма разросся и расстроился. В 1861 году духовной собор старцев Свято-Пантелеймонова Русского Афонского монастыря постановил отправить в Россию иеромонаха Арсения Минина для сбора добровольных пожертвований. В августе 1867 года он привёз в Москву в Богоявленский монастырь святыни из Афонского Пантелеймонова монастыря, для которых позднее, на деньги благотворителей, им была построена Афонская часовня.

Первым русским игуменом стал в 1875 году архимандрит Макарий (Сушкин). Значительный рост количества насельников из России вызывал трения и конфликты; русские насельники желали официального признания российской юрисдикции за монастырём, а также иными русскими поселениями на Афоне. В начале XX века российский Святейший Синод и правительство рассматривали и сам монастырь, и всех русских насельников на Афоне как находящихся также и в их юрисдикции (наряду с оттоманским подданством), каковая практика была прямо запрещена Уставом Святой Горы, принятым в 1924 году. Хотя после второй мировой войны Московский Патриархат (РПЦ) и власти СССР числили Пантелеимонов монастырь среди обителей РПЦ, к тому не было никаких церковно - или гражданско-правовых оснований. В конце 1980-х насельникам монастыря Вселенской Патриархией было прямо указано на недопустимость возношения имени Московского Патриарха на общественном богослужении.

К концу XIX века стал самым большим монастырём на Святой Горе по площади и численности братии. К 1903 году там насчитывалось 1.446 монахов, а к 1913 - более 2000. Россикон многократно страдал от пожаров, наиболее известные случаи: в 1307, когда монастырь был сожжён каталонскими пиратами, и в 1968 году. Первым из руководителей России, посетившим Россикон, был Владимир Путин.

Монастырь отмечен подвигами ряда русских насельников, наиболее известный из которых - старец Силуан, скончавшийся здесь в 1938 году.

Гордость монастыря - библиотека, сильно пострадавшая во время пожара 1959 года, и несколько бесценных реликвий, среди которых мощи Святого Пантелеимона, стопа Андрея Первозванного, честная глава апостола Луки, мощи Иоанна Предтечи, апостолов: Петра, Филиппа, Фомы, Варфоломея и Варнавы; первомученика Стефана, Исаакия Далмацкого, Дионисия Ареопагита, бессребренников Космы и Дамиана, Кирила Иерусалимского, Трифона и многих других. Здесь же находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая "Иерусалимскою", икона св. Иоанна Предтечи, древняя икона св. великомученика и целителя Пантелеймона и икона священномученика Харалампия. Монастырская библиотека содержит более 20 000 книг и рукописей. В XIX веке колокола монастыря считались самыми большими в Греции.