Афины
Аттика
Центральная Греция
Центральная Македония
Крит
Вост. Македония и Фракия
Эпир
Ионические острова
Северные Эгейские острова
Пелопоннес
Южные Эгейские острова
Фессалия
Западная Греция
Западная Македония
Айон-Орос
Родос
Родос

Родос

Родос
 Города
 Достопримечательности
 Храмы и монастыри
 Музеи Греции
 Сады и парки
 Информация для туриста
 Знаменитости

Родос

Родос

Родос - главный город и порт Додеканесских островов (ном Додеканес) в Греции. Расположен на острове Родос, на берегу Эгейского моря. Население города составляет около 55 тысяч жителей.

В Родосе находился Колосс Родосский - одно из семи чудес света. Ныне туристов привлекает в город один из памятников Всемирного наследия - Родосская крепость, воздвигнутая в Средние века как штаб-квартира рыцарского ордена госпитальеров.

Античный Родос был основан в 408 году до н. э. в соответствии с общим решением трёх значительных городов-государств острова - Камира, Ялися и Линда - основать вместе единый город.

Античный город был окружен крепостными стенами. Стены города охватывали также акрополь, который не был укреплен и находился в юго-западной части города, на холме Святого Стефана или Монте Смит. Пять портов имели особые укрепления. Окруженный стенами город занимал приблизительно ту же территорию, которую занимает современный город. Площадь города составляла около 15 км, а численность населения достигла 60 000 - 100 000 человек.

Время наибольшего подъема античного Родоса приходится на III-II века до н. э. В это период город являлся самым значительным центром транзитной торговли в Восточном Средиземноморье. В результате археологических раскопок открыты находившиеся на акрополе стадион, театр и храмы, а также фундаменты зданий, улицы, сеть подземной канализации и водоснабжения и участка античных крепостных стен.

В самой северной части акрополя античного Родоса сохранились развалины храма Афины Полиадры. К югу и востоку от храма обнаружены постройки, сооруженные ниже уровня земли. Эти сооружения, сообщавшиеся с подземным водопроводом города, называются нимфеями, поскольку были посвящены культу нимф. К юго-востоку от нимфеев и храма Афины раскопан малый театр, в настоящее время полностью реконструированный. Оригинальными являются только три сидения первого ряда. Малые размеры театра (вместимость - всего 800 мест) указывают, что речь идет не о городском театре, а о сооружении для музыкальных выступлений и иного рода мероприятий в честь Аполлона и даже для выступлений ораторов. К юго-востоку от театра открыт стадион античного города - сооружение II века до н. э. Античный стадион также реконструирован, причем оригинальными являются только несколько ступеней его чаши. К востоку от стадиона находился гимнасий, от которого сохранились только скудные остатки.

К юго-западу от стадиона раскопаны гробницы, тогда как некрополи античного города (IV-III века до н. э.) находятся близ Родини, самым значительным захоронение в которых является так называемая "гробница Птолемеев". Захоронения обнаружены также и в районе Сгурос, у дороги на Коскину и селение Агиа-Триада.

В византийскую эпоху (IV век н. э. - 1309 год) город Родос был столицей фемы Кивирретов. Город являлся важной морской и военной базой и местопребыванием православного митрополита.

С прибытием в 1309 году рыцарей иоаннитов город Родос стал центром Ордена. Порт города переживал значительный расцвет. Паломники, направлявшиеся в Святые Места, останавливались здесь по пути в Иерусалим. Были возведены новые здания, реконструированы и усилены крепостные укрепления. В эту эпоху Родос приобрел вид средневекового города. Изнутри стена разделяла его на две неравные части - меньшую Коллакио и большую Хору или Бурго (Burgus). Основную ось Коллакио составляла улица Рыцарей (Иппотон). Здесь находились дворец Великих Магистров, административный центр, католический кафедральный собор, госпиталь, резиденция разных "языков", дома рыцарей, пристань и арсенал. Хора и Бурго находились к югу от Коллакио. На территории внутри её стен стояли дома проживавших в городе представителей различных национальностей, в том числе греков и евреев, рынок, православные и католические церкви, синагога, общественные здания и казармы. Архитектуру Эпохи владычества Рыцарей можно разделить на два периода. В первый период (1309-1480) получил распространение готический стиль с некоторыми вариациями. Мастера, работавшие в это время. Были местными, почему их созданиям и присущи также некоторые византийские элементы. Во второй период (1480-1522), начало которого относится к первой осаде турками (1480) и разрушительному землетрясению 1481 года, получает развитие позднеготическое искусство, испытавшее влияния искусства итальянского Возрождения. В годы второго периода крепостные укрепления и общественные здания были восстановлены после разрушений, причиненных осадой турок и землетрясением.

Новый город возник вследствие переселения жителей на территорию вне крепостных стен после захвата Родоса в 1522 году. Однако основные постройки и восстановительные работы относятся главным образом ко времени итальянской оккупации. В то же время итальянцы украсили его сооружениями неоготического и венецианского стиля, многие из которых сохранились до сих пор, создавая тем самым особый облик города, прежде всего в районе порта. Современный город сосредоточил на своей территории большинство занятого населения острова и характеризуется тщательно продуманной планировкой с широкими улицами и большим числом парков и площадей. Высоко развитая туристическая индустрия города имела своим следствием появление множества гостиниц, которые отличаются изысканными удобствами и соответствием современной эстетике. Сюда же относится и большинство центров отдыха, благодаря которым жизнь в городе продолжается до утра, придавая ему космополитический колорит.

В восточной части Родоса находится порт Акантия, а к востоку за ним следует Торговый порт, на месте которого в древности располагался так называемый Большой порт. В этом районе находилась в древности "Дейгма" - комплекс богато украшенных строений, игравший роль торгового центра. К сожалению, от этого комплекса ничего не сохранилось, как и от древней агоры и знаменитого театра Диониса, помещаемых археологами возле Большого порта. Третий порт античного Родоса был военным и отождествляется с нынешним Мандраки, который находится к западу от Торгового порта. Мандраки - одно из самых живописных мест на всем острове, где жизнь кипит в течение круглого года. Картина, состоящая из рыбачьих челнов, экскурсионных судов и яхт гостей острова, приобретает особое очарование, если вспомнить, что, согласно традиции, именно здесь стоял, широко расставив ноги, Колосс, который осуществлял надзор за прибывшими в порт кораблями. В тех пунктах, где ноги Колосса упирались в землю, - перед башней Святого Николая и на противоположном молу, - стоят теперь на коленях две бронзовые статуи оленей, являющихся своего рода эмблемой современного Родоса. Мол Святого Николая украшают также три мельницы - единственные уцелевшие из тринадцати ветряных мельниц времен владычества Рыцарей.

Большую часть Мандраки занимает Новый Рынок - впечатляющее здание времен итальянской оккупации. В настоящее время здесь бывает множество посетителей, приходящих сюда в рестораны, кафе и магазины. Это место встреч не только гостей города, но и местных жителей. За Новым Рынком, у площади Римини парк дворца Великих Магистров, соответственно оборудованный для спектаклей светомузыки. В этом же районе каждое утро устанавливают свои мольберты странствующие художники Родоса, которые с невероятной точностью и быстротой рисуют портреты прохожих. Другое место сбора художников находится в идиллической местности <Платанакия> на улице Орфеос в Старом Городе, вблизи ворот д'Амбуаза.

К северу от порта можно увидеть ряд весьма интересных сооружений. Первое из них - Благовещенская церковь, являющаяся митрополичным собором Родоса, который был построен итальянцами как кафедральный собор, посвящённый Святому Иоанну. За церковью следуют здания Архиепископа и Дворец Правления, архитектура которого представляет собой смешение византийского, средневекового и испанского стилей. Чуть далее к северу находится мечеть Мюрат Реиза, построенная на месте католической церкви Святого Антония. Это была постройка Сулеймана II Великолепного, которая являлась турецким кладбищем для именных особ. На крайнем северном участке Мандраки высится здание Аквариума - одного из лучших в своём роде. Аквариум представляет фауну не только греческих, но и тропических морей, которые находятся в 25 резервуарах, расположенных наподобие запутанного лабиринта. Отсюда начинается побережье Родоса с благоустроенными пляжами, которые с мая до октября принимают множество отдыхающих.

Заслуживает внимание также посещение находящегося в нескольких километрах к югу от центра города пышного парка Родини с каналами и небольшими озёрами, а также зоопарком.

Всюду в Новом городе можно найти центры отдыха (дискотеки, бары, таверны с греческой музыкой), большинство из которых находится за северным участком городской стены, к западу от Мандраки. Возле набережной Миаули находится казино Родоса, а на площади Василиссис Ольгас находится национальный театр. Выступление художественных коллективов, исполняющих народные танцы, в летние месяцы очень часто происходит в Театре Народного Танца, который находится в Старом Городе на улице Андронику. Кроме того, город Родос представляет своим гостям широкие возможности совершить покупки. Здесь находится всемирно известный рынок парфюмерии и напитков, а также имеется широкий ассортимент зонтов. Остров славится также своими винами, прежде всего шампанским марки КАИР.